Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

моррис уильям

Энциклопедический словарь

Мо́ррис Уильям (Morris) (1834-1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма «Земной рай», 1868-70). С 1880-х гг. участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил в социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891).

* * *

МОРРИС Уильям - МО́РРИС (Morris) Уильям (1834-96), английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма «Земной рай», 1868-70). С 1880-х гг. участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил в социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891).

Энциклопедия Кольера

МОРРИС Уильям (Morris, William)

УИЛЬЯМ МОРРИС

УИЛЬЯМ МОРРИС

(1834-1896), английский поэт, художник, общественный деятель. Родился 24 марта 1834 в Уолтемстоу. В феврале 1848 поступил в Мальборо-колледж, в дальнейшем намереваясь учиться в Оксфордском университете. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии и средневековой истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью. В 1856 в Эксетер-колледже Оксфордского университета получил степень бакалавра искусств, в 1883 - степень магистра искусств. В годы обучения Моррис заинтересовался социальными проблемами. Незадолго до женитьбы на Джейн Берден в 1859 Моррис основал отделочную компанию, с которой был связан всю жизнь. Тогда же он впервые пробует силы в поэзии. Первая заметная поэтическая публикация - сборник Защита Гиневры (The Defence of Guenevere, 1858); далее последовала поэма на сюжет мифа об аргонавтах Жизнь и смерть Язона (The Life and Death of Jason, 1867) и цикл стихотворных новелл Земной рай (The Earthly Paradise, 1868-1870), выстроенный по образцу Кентерберийских рассказов Чосера и закрепивший за Моррисом репутацию талантливого поэта. Расцвет его поэтического таланта ознаменован созданием Сказания о Сигурде Волсунге и падении Нибелунгов (The Story of Sigurd the Volsung and the Fall of the Niblungs, 1876). В дальнейшем литературная продукция Морриса состояла в основном из переводов, лекций по искусству и архитектуре, романов и пропаганды социалистических идей. Среди переведенного - Сага Волсунга (Volsunga Saga, 1870), Энеида (The Aeneids of Virgil, 1867) и Одиссея (The Odyssey of Homer, 1887). Лучшие лекции Морриса по архитектуре и искусству, плоды его работы в основанных им Обществе искусств и ремесел и Обществе в защиту древних зданий, вошли в книги Искусство. Надежды и опасения (Hopes and Fears for Art, 1882) и Архитектура, промышленность и богатство (Architecture, Industry and Wealth, 1902). Творчество Морриса-социалиста, когда он состоял членом Социал-демократической федерации и Социалистической лиги, включает его лекции, рассказ Сон про Джона Болла (A Dream of John Ball, 1888), роман-утопию Вести ниоткуда (News from Nowhere, 1891), стихотворения в сборнике Стихи мимоходом (Poems by the Way, 1891). Романы Морриса, которые многие критики считают наиболее значительными его произведениями, оригинальны по замыслу и воплощению, хотя и написаны под несомненным влиянием древнеисландского фольклора и гомеровского эпоса. В 1891 Моррис отошел от активного участия в деятельности социалистических организаций и посвятил все время делам своей компании, а также деятельности различных обществ художественного толка, в которых он состоял, и организованного им издательства "Келмскотт пресс". Умер Моррис в Лондоне 3 октября 1896.

ЛИТЕРАТУРА

Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. М., 1962 Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М., 1973

Полезные сервисы